?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kaplya_w_more в "В беспамятстве" - зацепило
В беспамятстве
Галина Иванкина
23 сентября 2013


В 1960-1980-х годах в Советском Союзе бытовала интереснейшая традиция – всей трудовой бригадой сочинять так называемые «письма к потомкам». Как это выглядело? К примеру, комсомольцы 1967 года писали послание комсомольцам 2017 года (сейчас звучит, как оксюморон, не правда ли?) и, поместив его в капсулу, торжественно замуровывали в каком-нибудь общественно-значимом здании – во дворце пионеров, в школе, в институте. В нашей школе тоже была заложена такая капсула с письмом. Она и теперь там есть. Другая подобная ниша с табличкой, но уже в здании Дома Культуры, также до сих пор не уничтожена. Это из тех, которые мне известны. Я уж не знаю, будут ли их вскрывать через четыре года в торжественной обстановке, как предписано, однако, новые хозяева не поспешили даже в 1990-е разделаться с этими «пережитками тёмного совка» и оставили ниши с письмами на своём месте. Наверное, во всём этом есть даже что-то сакральное. Но вернёмся, однако, к самим текстам. Слова всех этих посланий были примерно одинакового содержания: ребята, вы живёте при коммунизме, вы покорили Вселенную и высадились на Марсе, поэтому ваше поколение гораздо более счастливое, чем наше. Но именно мы начали то прекрасное и большое дело, которое вы приняли из наших рук.


Вот фрагмент из подобного обращения, напечатанного, правда, в газете 1967 года: «Мы знаем, что вы будете жить лучше нас, совершите подвиги в мировой галактике и сделаете прекрасной нашу землю. Мы немножко завидуем вам, встречающим столетний юбилей Советской Родины. Но знаем, что и вы позавидуете нам, нашему беспокойному молодому поколению. У нас ясная цель, прекрасное будущее, много дел. Есть где приложить руки, ум, сердце, энергию. И в этом — наше счастье».В 1970-х годах в этих текстах было уже гораздо меньше звёздно-космической романтики, но ещё больше общих, красивых слов. И вот, что удивительно – предки, то есть молодёжь 1960-х обращалась к юношеству – 2017 как к поколению, которое будет жить «после нас». Мол, ребята, вы увидите столетний юбилей Революции. А… мы? То есть сами они, будто бы не собирались доживать до счастливой старости, которую им гарантировало советское законодательство. Не кажется ли вам это странным?

...Но они дожили до 2010-х годов и большинство из этого крепкого поколения походников, физиков, романтиков ещё и переживёт иных молодых. Старики оказываются бодрее и оптимистичнее даже тех умученных фитнесом тридцатилетних карьеристов, которых так любит тиражировать наша и не наша реклама - с их SPA-салонами, солярием и косметическими наворотами. Поколение, у которого «понедельник начинался в субботу» всегда даст фору генерации, которая кукует по своим опен-спейсам в ожидании пятницы. Кстати, именно эти люди – шестидесяти - семидесятилетние весьма активны и в современной общественной жизни. Привычка! Никуда не денешься от такой планиды. Вот и на последних выборах мэра Москвы именно пенсионеры – все эти бывшие мальчики с гитарами и девочки с «бабеттами» - проявили себя самым наилучшим образом. Взяли и пришли. Массово. Это, знаете ли, давняя привычка ощущать себя ответственными за свою страну. Громко звучит? Пожалуй. Но это не меняет сути.

Так какой же ответ получили от потомков из Прекрасного Далёко физики-лирики 1967 года? Да, тогдашние очкарики из романов Стругацких и помыслить не могли о таких штуках, как интернет-блоги и, вероятно, если бы Саша Привалов из «Понедельника…» к своему ужасу заглянул в Будущее, он бы прочёл послание светской львицы, журналистки и просто красавицы Божены Рынской. В её популярном блоге мы можем прочесть прочувствованные строки. Сразу видно, что Божена – человек неравнодушный. Так сказать, наболело. «Голосовать шли в основном пенсионеры. Я всегда хорошо относилась к старикам. В отличие от детей, они меня никогда не раздражали, так как не издают мерзких звуков, а скорее, умиляли. Но сегодня я вдруг ощутила к потоку бабок - дедок страшную утробную ненависть - первый раз в моей жизни. Захотелось, чтобы почти все они поскорее отправились к праотцам. Из-за этого невымершего поколения, хавающего все *****, которое испражняет путинский телевизор, из-за этих покорных муму страдает наше поколение, - они вносят чудовищные, судьбоносные помехи в избирательный пейзаж. Доживать им осталось не так-то много, а наш век своим тупорылым голосованием реально заедают. Не должна уходящая натура влиять на жизнь цветущую и созидающую».

Так вот, Саша Привалов, вероятно, задал бы себе кучу вопросов. Откуда столько злобы и гонора, например, у приятной во всех отношениях женщины? Саша, вы же не знаете, что в новом и прекрасном мире модно, принято и – общеобязательно любить себя, а окружающих считать «хавающими» и «тупорылыми». Это тренды и бренды той эпохи, которая вам так долго снилась, товарищ Привалов. Но снилась неправильно. Яблонь на Марсе нет. «Ветка сирени в Космосе» тоже никому не нужна. Также вас удивит, что известная журналистка столь обильно и с удовольствием использует жаргон, который в ваши времена был печальным уделом коммунальных скандалистов. Но всё это – семечки, «мелочи быта», как сказал бы Михаил Зощенко. Просто, с точки зрения бойкой, креативной и отнюдь не глупой женщины «поколение муму», то есть и вы, Привалов, и всё ваши, дожившие до седин, умники из НИИ должны поскорее убраться, дабы не мешать «поколению ми-ми-ми» жить и голосовать по-человечески. Муму сделали своё дело – муму могут уходить.


Они работали на заводах, которые в 90-х закрыли за ненадобностью. Они сделали открытия, которые кому-то показались нерентабельными, зато потом были куплены их американские аналоги за валюту. Они запустили человека в Космос и мечтали о звёздах. А ещё - писали стихи, дарили цветы любимым, пели под гитару у костра. В свободное от работы время, а не вместо неё. Это сейчас популярен дауншифтинг, а тогда это называлось «тунеядство». Они снимали кино, которое до сих пор можно смотреть. Они не тусили по модным клубам, они шли в горы – проверять себя и друзей на прочность. А те, которые постарше – те победили в великой войне. О, да. Если бы не «поколение муму», где, на какой «фабрике смерти» закончили бы свои дни предки всех креативно-одарённых и оппозиционно-мыслящих индивидуумов? Что ж. Сейчас благодарность тоже не в моде – она плохо монтируется с любовью к себе. Беспамятство – вот тренд эпохи. Да, поколение муму оказалось настолько не толерантным, что освободило цивилизованную Европу от коричневой заразы. Чтобы сейчас там гордо отсвечивала «голубая Луна». Цвет меняется, смысл остаётся. А поколение муму ходит на выборы.

А ещё, это наши отцы и матери, деды и бабки, свекрови, тётки, соседи. Это наши «старики», хотя называть их таковыми можно лишь условно – они, повторюсь, свежее и бодрее иных молоденьких, до срока изъеденных ржавчиной. Почему же стало это возможно? Это чудовищное отношение к тем, кто воевал, покорял и работал, кто созидал, а не просиживал штаны? Просто последние двадцать или даже двадцать пять лет было принято охаивать тех, кто зачем-то строил Днепрогэс вместо того чтобы мочить большевиков. Кто жёг фашистов, вместо того чтобы цивилизованно с ними спать, как это делали мудрые и стильные парижанки. Кто мечтал о «пыльных тропинках далёких планет», вместо того чтобы мечтать о пляже на Багамах. Старательное и целенаправленное унижение людей, именуемых отныне «совками» продолжалось все 1990-е годы – сатирики наперебой изгалялись над дикцией Брежнева, деятели культуры отрекались от своих же пьес о революции, а местечковые певички кричали о своих аристократических корнях и репрессированных прабабушках. Ничего не попишешь – мода на предательство это такая же мода, как и всякая другая. В 2000-х ситуация поменялась к лучшему – вернулся Гимн, правда уже с другими словами, да и вообще антисоветчина сделалась менее оголтелой, хотя, иной раз, более изощрённой. Но многие люди вдруг остро ощутили ностальгию по СССР – не по своему безоблачному детству и походной юности, а именно по Советскому Союзу. По эпохе побед и созидания. Но, тем не менее, разухабистые 1990-е годы не прошли нам даром.


В этой связи мне вспоминается недавняя публикация в журнале «Огонёк» (№34 (5294) от 02.09.2013). Журналистка Екатерина Данилова беседовала с известной публицисткой и писательницей Светланой Алексиевич. Открываем журнал и читаем название статьи:«Свобода — это то, что мы не умеем». Итак… «Сейчас в издательстве "Время" выходит завершающая литературный цикл книга "Время second hand. Конец красного человека". О нашей неготовности к свободе и ответственности за время автор рассказала "Огоньку"». Снова здоруво – опять мы не готовы к свободе, опять мы плохие и неправильные. Опять нам надо учиться демократии. Двадцать лет учились-учились, да так и не выучились. Просто не народ, а двоечник какой-то! Почему я вдруг вспомнила эту публикацию? Вроде бы и тон у неё спокойный, культурный, и никто никого не обзывает «доживающим поколением покорных муму». Верно. Однако... дадим слова самой писательнице.

«Вы знаете, дело, конечно, в человеке. Но после красной цивилизации остался человек, более уязвимый для Зла. Мы выросли среди палачей и жертв и потеряли ориентацию — где Зло, где Добро. Служение идее оправдывало любое зло». Я не просто так для красивости выделила очень важную для осмысления фразу – оказывается, мы выросли среди палачей и жертв. То есть мы все получаемся потомками зеков и надсмотрщиков, стукачей и тех, на кого постукивали. Скажите, читатель, вот именно ваша мама была стукачкой? Или она была зечкой? Или она была надзирательницей? Или она подсидела свою коллегу в НИИ путём написания доносов в КГБ? Или, может быть, ваш дедушка лично расстреливал по подвалам представителей творческой интеллигенции? Я не понимаю, как можно жить, ощущая себя потомком палача или потомком жертвы. А куда ж тогда можно отнести людей, которые просто работали на стройках или в лабораториях? В школах, в больницах, в конструкторских бюро, в ателье мод, в...да где угодно. Страна-победитель обращается страной-вертухаем. Напрашивается вопрос: можно ли гордиться таким прошлым? Да ни за что! Только критиковать и отплёвываться.

Ведь мы больше не рабы, а? Ну нет – всё ещё рабы, ибо, свобода – это то, чего мы по-прежнему не умеем. Что там далее? «А вспоминаются 90-е как счастливые годы. Глоток свободы...» О как! Может быть, только у нас под окном постреливали жизнерадостные братки в пиджачках от Версаче? Или горящий Белый Дом 1993 года привиделся мне во сне? Или обнищание большинства населения – это происходило в параллельной реальности? Этого не было? Или это и есть - свобода? А, возможно, у творческих людей «глоток свободы» - это что-нибудь особенное? Не как у всех? Мы опять оказались «рабами» с точки зрения писательницы. Но это её право – никто же не запрещает ей считать всех наших стариков, всех наших предков - несчастным поколением, разделённым не на физиков и лириков, а на жертв и палачей. Это – личный моральный выбор.

Интересно автор трактует и ностальгию по СССР: «Революцию 90-х сделал Горбачев и горстка интеллигентов. 90 процентов людей проснулись в совершенно незнакомой им стране и не знали, как им жить. И они до сих пор не знают, как в ней жить, и не принимают капитализм, я часто слышала, что люди жалеют о социализме. Человеку не надо было служить на трех работах. Все жили одинаково. Жизнь уходила на саму жизнь — на костры, на гитару, на разговоры, на чтение книг». Оказывается, это сейчас люди вкалывают, а тогда они круглогодично сидели у походного костра. Или читали Альбера Камю. Тоже с завидным постоянством. Тогда кто же учил, лечил и паял? Мама, оказывается, ты тоже не работала, а много лет проговорила на интеллигентской кухне. Обидно, чёрт возьми! Палачи, жертвы, покорное муму, потребители, точнее - хаватели теле-продукта, вы когда-то писали свои красивые и наивные письма комсомольцам-2017, иной раз, сбиваясь на пафосные вирши, вроде этих, из кинофильма «Здравствуй, Москва!»: «Но зависти у нас к потомкам нет / Пусть будут нам завидовать потомки!» И действительно, многие молодые, не изуродованные гламуром, говорят, что считают СССР великой страной – страной их славных предков.

У певца Игоря Саруханова была когда-то песня о стариках. Вот её слова:

«Дорогие мои старики,
Дайте, я вас сейчас расцелую.
Молодые мои старики
Мы ещё, мы ещё повоюем...»

Они-то ещё повоюют. Я на это надеюсь. А того, кто живёт в беспамятстве, можно только пожалеть.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
mamko_sofki
Sep. 27th, 2013 07:07 am (UTC)
Мне что-то этот пост навеял "в Советском союзе секса нет". Ага, да, и Советский союз не был идеальным. Интересно сколько лет автору, что он представляет себе предыдущих два поколения как сплошных участников грушенского фестиваля. Бред. Он пишет о чем-то таком, о чем мог начитаться только в лживых советских букварях.
Я тоже, считаю, что Божена не права так грубо высказав свое мнение. Но права в самом мнении, в том, что советское поколение которое выросло на почве репрессий, жестокости, Угнетения привыкло быть ведомыми. И именно остатки этого советского поколения безмолвный электорат, которые идут и голосуют за того, кого им сказали, так было и в тоталитарном советском союзе, тогда же тоже были выборы, ага. Но вопроса за кого голосовать ни у кого не возникало. Как и сейчас не возникает у стариков. Злиться на них, как глупая Божена, нет смысла, потому что они привыкли так, их так воспитал хваленый Союз. Они не умеют по-другому. Но то что их политическая неграмотность, покорность путинскому режиму и многочисленность является серьезной преградой для изменений в этой стране, остается фактом. К чему автор писал сей бред остается неясным.
kaplya_w_more
Sep. 27th, 2013 02:50 pm (UTC)
Во-первых, в статье цитируется не только Божена, а еще и другие не менее странные, хоть и более культурно написанные строки. Мне кажется, автор убедительно объясняет, почему строки эти странные, и еще о многом странном говорит интересные вещи, которые заставляют задуматься. У меня текст вызвал противоречивые чувства и эмоции, а бредом далеко не показался.
Про "ведомость" всего поколения - на мой взгляд очень спорно. В статье как раз предлагается вспомнить конкретных людей - своих знакомых того поколения и вообще анализировать и чувствовать более глубоко, чем вешать ярлыки. Точно также можно сказать, что современная молодежь бездумно пойдет за любым революционером-краснобаем, и можно привести примеры, но это утверждение будет также неверно: все люди разные, и такой ярлык будет столь же неуместен, как и ваш.
mamko_sofki
Sep. 27th, 2013 07:25 pm (UTC)
Ответила ниже. Автор, очевидно, женщина дальше бытовухи и романтизма видящая мало. Какой романтизм? Еда в заказах? Сахар по талонам? По фигизм к работе? Потому что обработал ты 8 или 19 часов получил ты одинаково, как все. Отсутствие мотивации, только за Родину, за Сталина???
Я бы автору советовала пойти и почитать историю Советского союза, ну так на всякий случай, для общего развития. То, о чем она пишет называется подтасовкой фактов. Все читают, все плачут... Оооо, как офигенно было тогда. Как херово сейчас у нас... У кого херово? У нее лично? У стариков, которых оскорбила Божена? У людей, которые потеряли все, когда союз развалился? Так это проверили всех на прочность. Те кто по 20 лет сидел на жопе ровно не желая двигаться утонули в болоте перестройки, а остальные выползли, как та лягушка из притчи про масло и кувшин. И именно перестройка показало сколько тунеядцев было в этой стране. Дауншифтеры плохо, а песни у костра хорошо. Что за больная логика??????
kaplya_w_more
Sep. 28th, 2013 04:55 am (UTC)
Мне в этом тексте не увиделось логики "сейчас херово, тогда офигенно". Увиделась боль от неуважительного отношения к людям, которые для нас войну выиграли и еще много чего хорошего сделали, а также призыв помнить и принимать свое прошлое и не перегибать палку стремясь к "свободе и прогрессу". Но вдаваться в дискуссию или высказывать все свое мнение по СССР у меня желания нет :).
mamko_sofki
Sep. 28th, 2013 05:47 am (UTC)
С Вами согласна практически на 100%.
Однако, наверное, задела черезмерная идеализация.
kaplya_w_more
Sep. 28th, 2013 12:59 pm (UTC)
а автора статьи, наверное, задело чрезмерное поливание грязью, вот все и скомпенсировалось :)
yoursoulmate
Sep. 27th, 2013 03:54 pm (UTC)
Я не соглашусь.
По моим наблюдениям, среди моих сверстников гораздо больше политических пофигистов, которым совершенно все равно, кто там будет у руля, лишь бы был пятый айфон да клубы не закрыли.
А вот поколение моих родителей гораздо более осознанное в этом смысле. Они больше пережили, больше повидали, им есть с чем сравнивать, они более дальновидны и видят перспективу - просто за счет жизненного опыта, которого у нас нет.
Молодежи к тому же, как мне видится, свойственно бунтовать. Неважно против чего - лишь бы не как большинство.

Для меня этот текст - не бред. У меня слезы на глаза наворачивались, когда я это читала.
Да, может быть, мои представления о том, как жилось в СССР во многом сложены из рассказов и воспоминаний родителей и их друзей, из книг и фильмов - а я просто всей душой обожаю книги и фильмы про советский быт, простую тогдашнюю действительность. И я - честно! - хотела бы жить в те времена. Люди другие были, более сплоченные что ли. Сейчас у нас ни национальной идеи, ни привычно основополагающей религии (за 70 лет атеизма люди отвыкли от исконной веры, а то, что насаждается сейчас, я не считаю верой) - все заменил Золотой Телец. Это грустно, на самом-то деле.. Мне страшно, среди каких людей будут расти мои дети. Я на своих-то ровесников порой смотрю со смесью недоумения и презрения.. А дальше будет только хуже
mamko_sofki
Sep. 27th, 2013 07:12 pm (UTC)
Я могу сказать тебе лишь одно, мне жаль, что тебя окружает такое общество, которое кажется поверхностным и революционным и, что в твоем мире молодеж мечтает только о клубах и Ай фонах. Мой мир другой, мне сплошь окружают студенты и аспиранты, которые мечтают что-то открыть, защитить, верят в свою идею и срут на марку телефона, читают программу перед тем, как идут голосовать. В любое время существует разная реальность. "По рассказам родителей" это как "в детстве мороженное вкуснее", когда ты будешь взрослым детям рассказывать о молодости, ты будешь идеализировать и это будет казаться волшебным.
Текст очевидно написала женщина с не сложившейся жизнью, а скорее старая дева. Которая насмотрелась советских фильмов и всему верит. Я тоже обожаю советские фильмы, и единственный фильм, который в любое время дня и ночи может довести меня до крокодильих слез это "три тополя на плющихе". Но к сожалению, проблема большинства людей, в том числе автора поста, это необразованность в области истории и политики. Нельзя сводить историю эпоху до быта. Надо изучать то, что творилось в это время, когда людям показывали "девчат", что бы у всех было представление об идеальной жизни. Что бы понять это поколение и эту эпоху надо учить историю. И понимать кровью какого количества людей запускались в небо спутники и покорялся космос. Ничего не меняется.
А дама продолжает заниматься агитацией "по гебельсу", так свойственную советскому союзу. Мы же любим творить у запада технологии вот уже сотню лет.
А по поводу талантливых ученых и так далее, я работаю среди талантливейших Ай тишников. Про каждого можно снимать советский фильм, мои друзья сплошь кандидаты наук, могут до рассвета рассказывать о тезисах своей диссертации. Мне мир кажется не менее интересным, создание новых платформ для новых технологий, через 40 лет будет казаться крайне очень очень интересно. Но это мой мир, поэтому мне текст поста изначально кажется необоснованным, не доказанным, наивные выкладки крайне недалекой дамы. А по поводу думающего поколения. Если бы старшее поколение было думающим в большинстве, мы бы жили совсем в другой стране...
mamko_sofki
Sep. 27th, 2013 07:13 pm (UTC)
Сорри за ошибки которые при перепрочтении я вижу сразу ;))))) безграмотная баба ;)))))
kaplya_w_more
Sep. 28th, 2013 05:09 am (UTC)
Да, вот и у меня такое окружение, как у Вас (хотя и о существовании в большинстве тех, кого описала Маша, догадываюсь, просто стараюсь поменьше общаться), поэтому бОльшую часть времени я живу с ощущением, что все хорошо, а будет еще лучше:) (с перерывами на изумление по поводу реформы академии и прочих интересных событий) Телек не смотрю, инет почти что тоже.. а потом вот так вот кто-нибудь расскажет, что на масс-медиа говорят "владеющие умами", так вдруг так тошно становится, и на этом фоне этот текст выглядит много лучше, хотя он и неоднозначен тоже, но вот как реакция на цитируемые в нем высказывания (тоже мягко говоря не обоснованные и не доказанные) вполне адекватен.
mamko_sofki
Sep. 27th, 2013 07:27 pm (UTC)
В советском союзе ЖЖ бы нам никто не разрешил ;) ибо мысли свои как-то не корректно излагать, не правильно, особенно если ты не в советской струе.
kaplya_w_more
Sep. 28th, 2013 05:19 am (UTC)
У меня тоже слезы наворачиваются, потому что действительно искренности, сплоченности и человечности, по моим ощущениям, было больше. И тот образ зашуганного и бездумного советского человека, который нам пытаются создать - совсем не соответствует реальности. Сейчас тоже есть такие искренние люди и их много, но им очень трудно, потому что главный критерий успешности сейчас - деньги, и они решают все или почти все (на уровне отдельных личностей не всегда, но речь об общей тенденции).
Да, в СССР было всякое, и да, как тут прокомментировали, было много несвободы (и я знаю кучу людей, кого это возмущало, и кто пронес внутреннюю свободу через всю жизнь), и да, возврат назад невозможен, да и не нужен. Но вот почему бы не взять лучшее из того, что было тогда и лучшее из того, что зародилось сейчас (а действительно зародилось несмотря на массу "побочных эффектов") и не построить нечто новое, где было бы и служение общей идее, и свобода самовыражения отдельной личности. Я не считаю это утопией, мы молодые и энергичные и у нас много опыта перед глазами ))) А вот неприятие 70-летней советской истории, я считаю, сильно этому мешает.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

Довольная девочка
yoursoulmate
The Wicked Witch
Website

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com